ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
третий тост уходящего дня
25 лет назад погиб «Курск». Через год по итогам редакционного расследования «Комсомолка» издала «Книгу Памяти». А предисловие к ней согласился написать уже тяжело болевший писатель-моряк Виктор Конецкий.
Это предисловие очень похоже на завещание.
«Я связан с морем с 16 лет.
И развал нашего флота — самая большая трагедия моей жизни. Эта тема для меня более болезненная, чем положение дел в литературе. Политики делят наш шельф в Арктическом секторе, забыв, что Арктику открыли Челюскин, Седов, Колчак. А мое поколение превратило Северный морской путь в нормально действующую магистраль.
Море являлось и является для человека средой, чуждой его естеству, а плавание в толще океана, если говорить о моряках-подводниках, можно и должно сравнивать только с космосом, и никогда ни при какой технике и науке стопроцентной страховки здесь не было, нет и не будет.
Все моряки — братья. Когда они идут в боевой поход, они отлично знают, на что идут. Они защищают Родину. И если они гибнут в море — именно там они и находят вполне достойную их духу и мужеству могилу.
И еще. Море, океан требуют правды. Если в море я буду врать, то погибну сам и погублю людей, свою команду. Стихия не прощает лжи.
Именно поэтому я приветствую инициативу «Комсомольской правды» рассказать о гибели АПЛ «Курск» правду, ставшую достоянием журналистов.
Только — правду».
На стене в кабинете Конецкого висит картина: подводная лодка на фоне гаснущего заката. На обороте надпись: «ПЛ идет домой. (Памяти “Курска”)». По нервам не только картина бьет — дата. Картину Виктор Викторович нарисовал в те мучительные августовские часы 2000 года, когда стране еще не объявили правду. И страна надеялась и верила, что их поднимут живыми.
Военный моряк Конецкий анализировал катастрофу профессионально. И, значит, беспощадно. Оттого ремарка в скобках. Оттого так тревожны рваные отблески морского заката.
Он не переживал гибель подводников. Он умирал вместе с ними.
Как и вся наша страна.