У Александра Немцева вышла новая колонка в федеральных Ведомостях. Она доступна платно на сайте издания. Так как прошлая его статья в Коммерсанте вызвала серьезный резонанс в регионе, мы хотим сделать для курян подарок и опубликовать ее на нашем канале.
Региональные сословия в новую эпоху
Перспективные местные кадры, прошедшие федеральную школу, могут вернуть территориям стратегическое видение
За последнее десятилетие в России был проведен масштабный кадровый эксперимент, в рамках которого ключевые региональные должности стали занимать молодые, амбициозные управленцы, в большинстве своем не связанные с территорией назначения. Эта идея логична: общество устало от местных элит, сросшихся с местными бизнес-кланами, и требовало обновления. Назначение таких варягов воспринималось как шанс на прозрачность и эффективность.
Сформировался целый класс мобильных чиновников, перемещающихся из региона в регион вслед за губернаторами. Эти люди занимали ключевые посты, но редко оставались на одном месте дольше нескольких лет. Их карьера – постоянное движение без реального роста: сегодня они возглавляют ведомство в одном субъекте, завтра – аналогичное в другом.
Подобная ротация влияет на мотивацию местных управленцев. Раньше люди шли в чиновники не только ради скромных зарплат, но и ради карьеры, надежды когда-нибудь занять значимую должность в своем регионе. В результате аппарат управления на местах постепенно теряет инициативные кадры.
Еще одним следствием прихода варягов стало вытеснение регионального бизнеса из административно-политического поля. Крупные и средние компании все чаще отстраняются от долгосрочных проектов, понимая, что правила игры могут быстро измениться.
Помимо чиновников и бизнеса, в региональной системе существуют и другие ключевые группы: представители НКО, журналисты, общественные деятели. Прежде, несмотря на все недостатки, между ними и администрацией существовали каналы коммуникации – личные связи, неформальные договоренности, возможность публичного диалога. Если рассматривать региональное сообщество через призму сословного деления, то сегодня оно выглядит следующим образом.
Губернатор и его команда извне. Они и вне критики, поскольку любые их действия воспринимаются как прямая воля центра. Ошибки таких управленцев автоматически проецируются на федеральную власть, создавая риски для всей системы.
Статусные местные исполнители могут быть публично раскритикованы и нередко становятся громоотводами.
Их карьерная мечта – самим когда-нибудь войти в первое сословие, но уже в другом регионе.
Рядовые исполнители – чиновники среднего и низшего звена. Годами остающиеся на одних и тех же должностях, несмотря на смену губернаторов и министров. Их роль – обеспечивать рутинное функционирование системы, без надежды на рост.
Бизнес и гражданский актив – группы, которые раньше были частью региональной элиты, но теперь либо дистанцируются, либо маргинализируются, теряя возможность влиять на процессы.
В результате регионы теряют не только кадры, но и идентичность. Если раньше местные элиты, при всех их недостатках, были заинтересованы в устойчивости территорий, то теперь главным принципом стала ротация. А без опоры на место, без связи с местным сообществом любая управленческая эффективность не может быть стратегической.
Технократы завершили эпоху местных «князей» – укорененных в регионе элит, которые десятилетиями выстраивали свои властные вертикали. Но теперь сама логика «варяжества» исчерпала себя: кочующие управленцы не способны на глубокие преобразования, а отрыв от местных реалий усиливает системные дисбалансы. Следующим шагом могло бы быть возвращение власти тем, кто знает и чувствует территорию.
Только перспективные местные кадры, прошедшие школу федеральных программ и накопившие опыт работы в новых условиях, могут восстановить связь между властью, бизнесом и обществом, вернуть регионам стратегическое видение и устойчивое развитие. Главный вызов тут в том, чтобы эти кадры снова не превратились в тех самых князей, которых потом придется балансировать технократами.