Очистные в Курске: как город превратился в заложника чиновничьих ошибок
С приездом Александра Хинштейна в Курскую область в общественное пространство врываются все новые и новые проблемы, которые в прошлом накапливались и замалчивались. Но не все проблемы начинают решать, а как будто их хотят выплеснуть и забыть, но порой неуклюжие действия властей приводят к тому, что выплескивают вместе с ребенком... И одна из самых болезненных проблем — очистные сооружения Курска, а точнее их фактическое отсутствие в современном виде и хроническое загрязнение главной водной артерии области — реки Сейм. Кстати, на прошлой неделе Хинштейн поднимал эту тему в Правительстве РФ.
Куряне жаловались на это много лет. Летом 2025 года снова в соцсетях появились кадры мутной воды, запаха, сбросов возле очистных. Росприроднадзор фиксировал превышения загрязняющих веществ, штрафовал «Курскводоканал». Счёт шёл на миллионы. Но, несмотря на громкие заявления губернаторов и обещания чиновников, Сейм продолжал «болеть».
Контракт с ошибкой на старте
Формально решение нашлось в 2019 году, когда город заключил контракт с АО «Строительный холдинг Тезис» на реконструкцию очистных сооружений. Подрядчик серьёзный, объект социально значимый, всё выглядело как долгожданный шаг вперёд.
Но в самом контракте изначально была заложена мина замедленного действия. Работы поручили вести по проекту 2013 года. Проект старый, оборудование с тех пор снято с производства, требования к очистке воды ужесточились. Специалисты предупреждали: реконструировать очистные на основе шестилетних (а к моменту запуска уже десятилетних) документов нельзя. Но чиновники выбрали простое решение: «подписать» и «отчитаться».
Так и работала старая команда: им было важно показать галочку в отчёте — «контракт заключён, работы начаты». А то, что в реальности это заведомо неисполнимо, — не их забота. Ответственность можно будет переложить на подрядчика.
Что такое НДС и зачем экспертиза
Здесь нужно пояснить для всех.
НДС — это нормативы допустимых сбросов. Простыми словами — цифры, которые определяют, какой водой можно сливать стоки после очистки в реку. Эти нормативы обновляются, потому что меняются стандарты Минприроды, растёт город, растут объёмы сточных вод. Именно НДС задают проектировщику параметры: какое оборудование закупить, сколько его должно быть и до какой степени оно обязано очищать стоки.
Федеральные правила Минприроды прямо требуют учитывать НДС при проектировании очистных сооружений (приказ Минприроды № 333 от 17.12.2007 с изменениями). Без утверждённых нормативов проект не может считаться законным.
Государственная экспертиза — это проверка проекта на соответствие нормам. Без положительного заключения строить или сдавать объект нельзя.
И вот что выясняется: в апреле 2021 года «Курскводоканал» передал подрядчику нормативы сбросов… 2017 года. Но они уже были недействующими, часть показателей невыполнима, а расчётная методика устарела. Новые НДС для Курска утвердили только в августе 2023 года. То есть подрядчик фактически четыре года ждал от чиновников базовых документов, без которых строить было бессмысленно. Но он закупал оборудование и строил, что можно, изучив проекты современных очистных сооружений.
После утверждения новых нормативов подрядчик переделал проект, и в декабре 2024 года государственная экспертиза дала положительное заключение. Формально дорога была открыта: можно заканчивать стройку.
Далее во второй части расскажу, как курские чиновники решили остаться в стороне и как и кого оставили в заложниках своих целей...
Думай с Роман Алехин