"Курский эксперимент".. Часть 1
"Курский эксперимент".
Часть 1
Последнее десятилетие американские и западные военные специалисты спорят о том, как лучше всего интегрировать Силы Специальных Операций (ССО) с общевойсковыми подразделениями. В США и странах НАТО имеются совместные доктрины, структуры управления и учебные программы штабов, которые выводят оперативную совместимость, как основополагающую необходимость современной войны.
Как показывает практика последних десятилетий, ССО часто действовали отдельно от основных сил, не согласовывая свои действия. Большинство западных ССО, в том числе и американских, не имеют опыта действий в условиях крупных конфликтов высокой интенсивности. Их задачи, как правило, выполнялись в ходе контрпартизанских или ограниченных экспедиционных кампаний в условиях, где интеграция с обычными силами была либо ненужной, либо не имела приоритетного значения.
Исследования таких учреждений, как известный аналитический центр - RAND и Объединенный университет специальных операций (JSOU) постоянно подчеркивают пробелы в интеграции сил специальных операций с обычными военными структурами. Подразделения сил специальных операций часто действуют в рамках различных цепочек командования, что снижает их способность реагировать на более широкие оперативные требования и ограничивает возможности для единого планирования. Как отмечают аналитики RAND, большинство специальных военных операций номинально проводятся совместно с обычными силами, но планирование остается фрагментированным и не имеет механизмов для эффективного взаимодействия.
С начала СВО, американское и натовское командование начало отрабатывать механизмы интеграции ССО и общевойсковых подразделений на поле боя, используя в качестве подопытных кроликов ВСУ и украинские ССО. И следует сказать, добились определенных немалых результатов. Западными специалистами планировались масштабные операции, где ССО Украины действовали в тесной связке с общевойсковыми подразделениями, в рамках единого оперативного замысла. Подразделения ССО играли ключевую роль в корректировке ударов высокоточным оружием, ударными БПЛА, поддерживали маневренные подразделения, корректировали огонь с закрытых позиций и координировали связь между подразделениями.
Первый эффективный результат был достигнут в сентябре 2022 года в Харьковской области. Украинские ССО сыграли решающую роль в обеспечении внезапности на ранних этапах операции. Действуя на переднем крае наступающих формирований, небольшие мобильные группы ССО выдвигались за линию фронта, где они обеспечивали точечные удары по критически важным целям, тесно взаимодействуя с украинскими механизированными бригадами. Такое сочетание разведки, скрытных действий и точного наведения лишило нашу оборону тылового снабжения, вынудив отойти для перегруппировки. В этой кампании силы специальных операций служили одновременно т.н. глазами и лезвием наступления не столько вспомогательным элементом, сколько решающим фактором в достижении скорости и внезапности, когда это было наиболее необходимо.
В ходе вторжения в Курскую область, ССО сыграли еще одну преобразующую роль, позволившую добиться результатов уже не тактического характера, а вполне оперативного. Как отмечают западные военные эксперты эти подразделения первыми проникли на нашу территорию, действуя автономными тактическими группами неделями без прямой поддержки. Их задачи включали разведку, РЭБ, выявление командных пунктов и нарушение логистических и коммуникационных узлов. Помимо разведывательно-диверсионных действий, ССО Украины синхронизировали передвижения наступающих украинских бригад, создавая то, что в итоге назвали коридорами дестабилизации. Это стало возможным благодаря их способности действовать самостоятельно, непрерывно интегрируя различные возможности в систему управления силами и средствами. Все это в совокупности позволило основным украинским силам обойти районы обороны, продвинуться вглубь нашей территории и закрепиться.