По результатам секции «Наставничество: женский взгляд»
Обещала рассказать о тех предложениях, которые мы собрали на площадке Форума и от всех регионов- участников проекта «Мои наставники».
Все регионы настроены на развитие экосистемы наставничества и предлагают
продолжить реализацию и масштабировать проект «Мои наставники» Женского движения Единой России как эффективный механизм поддержки молодежи, заинтересованной в профессиональном развитии и самореализации в общественно-политической сфере.
Постаралась систематизировать все предложения (а их было очень много!):
1. Развитие нормативной и методической базы наставничества:
1.1. Закрепить на федеральном уровне полномочия по научно-методическому сопровождению системы наставничества в стране, а также по обучению региональных координаторов за Министерством науки и высшего образования РФ.
1.2. Поручить Российской Академии образования:
- Провести прикладные исследования в области наставничества, которые лягут в основу тиражируемых моделей.
- Разработать методические рекомендации и практики для наставников (по адаптации молодых специалистов, эффективным коммуникациям, теориям обучения взрослых и т.д.).
- Рассмотреть вопрос о создании Центра компетенций в сфере наставничества для экспертизы, консультирования и обучения региональных команд.
1.3. Предложить высшим должностным лицам субъектов РФ создать Советы (Координационные советы) по наставничеству при губернаторах для консолидации усилий на региональном уровне.
1.4. Популяризировать и включить в перечень лучших практик семейные династии как отдельную, седьмую модель наставничества, способствующую укреплению демографической политики и преемственности поколений.
2. Модернизация образовательных и информационных ресурсов:
2.1. Разработать и внедрить федеральный образовательный онлайн-модуль для унификации и повышения качества подготовки как наставляемых, так и самих наставников.
2.2. Использовать потенциал ведущих вузов (например, Томского государственного университета) в качестве федеральных операторов для онлайн-обучения наставников и тиражирования успешных образовательных программ.
2.3. Создать на базе портала «Работа в России» (Минтруд РФ) или иной федеральной платформы вкладку «Федеральный реестр наставников» для систематизации и доступности базы наставников.
3. Совершенствование системы мотивации и поощрения участников:
3.1. Учредить систему награждения благодарственными письмами:
- Для наставников – от лиц высшего партийного руководства и губернаторов субъектов.
- Для вузов и ССУЗов – от профильного федерального министерства (Минобрнауки России).
- Для лучших участников – от сенаторов и руководителей проекта.
3.2. Рассмотреть возможность поощрения вузов и ССУЗов со стороны Минобрнауки России и Минпросвещения России в виде дополнительных баллов в рейтингах или иных бонусов за активное участие в проекте.
3.3. Предусмотреть возможность прохождения стажировок для пар-победителей и наиболее перспективных участников в федеральных и региональных органах власти.
4. Финансовая и ресурсная поддержка проектов:
4.1. Создать партийный фонд или механизм целевого финансирования для выделения грантовых средств на реализацию и масштабирование лучших проектов, рожденных в рамках пар «наставник-наставляемый».
4.2. Активнее привлекать к финансированию проектов региональные органы исполнительной власти (через существующие грантовые конкурсы для НКО и физических лиц), а также бизнес-структуры, в том числе через региональные отделения Торгово-промышленной палаты РФ.
5. Масштабирование проекта и вовлечение новых аудиторий:
5.1. Реализовать в 2026 году третий сезон проекта «Мои наставники», расширив его тематику до 10 ключевых секторов (Здоровое поколение, Технологическое лидерство, Современное образование, Цифровая трансформация, Культура и туризм, Экология, Развитие регионов, МСП, Социальная архитектура, Госслужба).
5.2. Активно вовлекать в проект в качестве наставников участников СВО, представителей реального сектора экономики через ТПП РФ, а также расширять практику привлечения мужчин-наставников.
Продолжение
5.3. Распространить успешные практики проекта (например, вологодский опыт работы с СУЗами и школьниками, осетинский опыт наставничества для семей в ТЖС, севастопольский патриотический проект «Дети – нашим защитникам») на все регионы страны.
5.4. Выделять квоты для пар-победителей проекта для участия в ТОП-мероприятиях регионального и федерального значения.
6. Организационное развитие:
6.1. Сохранить и расширить практику проведения ежегодных образовательных форумов для наставников и координаторов на базе Центра знаний «Машук».
6.2. До конца 2025 года организовать и провести в Москве большой всероссийский форум для 200-250 лучших наставников, координаторов и авторов проектов для подведения итогов, обмена опытом и формирования повестки на следующий год.
Сами запланировали, самим и реализовывать! Дорогие подруги, остаемся на связи- продолжаем работу.
Отдельно благодарю наших лидеров- Нижегородскую, Вологодскую области, ХМАО-Югра, ЯНАО за готовность помогать коллегам из других регионов!
Вместе делаем больше