МАУГЛИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ
Андрей Медведев @MedvedevVesti, журналист
Мы склонны думать, что наши дети в целом весьма разумные люди. Хотя и очень молодые. Но каждую неделю мы видим сообщения, что в одном или другом регионе задержаны очередные студент, школьник, юноша, девушка — чаще всего при попытке поджога инфраструктурного объекта.
И вот вопрос: как же так выходит, что разумные молодые люди (нынче даже те, кому 25 лет, порой себя ведут как подростки) так легко поддаются на вербовку?
И ладно, допустим, есть среди них идейные. Нацисты, члены экстремистского ФБК, заукраинские сторонники террористического РДК. Про идейных тоже стоит поговорить, но таких всё же меньшинство — не более 5%. Остальные же — это самые обычные школьники и студенты, которые за вознаграждение 10 тыс. рублей идут поджигать условную трансформаторную будку и получают за это десять лет лишения свободы.
Что с ними всеми не так? Или, точнее, что со всеми нами не так, где мы этих детей теряем? Я в последнее время в разговорах с педагогами или активными родителями довольно часто слышу, что есть у нас коллизия. Родители считают, что детей должна воспитывать школа, что она должна прививать им патриотизм. А учителя полагают, что воспитание начинается в семье. В итоге мы получаем маугли цифровой эпохи — детей, воспитанных смартфонами и интернетом. Многие ведь молодые люди уверены, что знают про жизнь, мир и политику буквально всё, потому что они читали Википедию и потому что та среда, где они находятся, предложила им готовые ярлыки для обозначения предметов, явлений, ситуаций, людей.
Это не значит, что они образованны или даже умны. Они индоктринированы. Наполнены чужими смыслами. Ну а как? Школа не воспитала, родители не научили. И всё. Вовсе не обязательно чужие смыслы — про то, что «Россия ведёт захватническую войну на Украине». Куда чаще это про то, что смысл жизни — в деньгах, в радости ради радости, что дети не нужны, что любовь к Родине — это рудимент, потому что мир открыт и прекрасен. И прочая неолиберальная хрень.
В оправдание родителей, впрочем, стоит вот что сказать. Они ведь сами росли в 1990-х. В школу ходили в те годы, в нулевых — в институт. Что им там рассказывали? Чем вообще жил российский человек в ту эпоху? Мечтой о простом товарном насыщении. Тогдашние родители пахали с утра до вечера, лишь бы прокормить семью да купить дешёвые видеоплеер и аудиосистему. Вот и все смыслы и цели. Кому-то дали любовь к Родине тогда родители, а кому-то не смогли, ведь после крушения СССР многие вовсе не понимали сами, есть она вообще, их Родина-то?
Заодно напомню, что немало нынешних педагогов учились в 1990-х и нулевых. И учили их зачастую те люди, которые, начитавшись «Огонька» и «Московских новостей», уверовали искренне в то, что их страна — это позорное пятно на теле человечества. Стыдно быть русским и гордиться своей историей. Надо каяться за преступления советской или имперской власти. И так далее. И вот учителя, воспитанные в той системе координат или в оккупированной либералами-русофобами гуманитарной высшей школе нулевых, сейчас как раз и отказываются на «Разговорах о важном» обсуждать СВО. Это они не говорят о трагических событиях в Курской области. «Ах, вы знаете, у нас далеко не все родители однозначно смотрят на то, что происходит в стране, ах, мы же не можем заставлять». Просто вспомните, какие корчи порой вызывал простой подъём государственного флага в школе. Впрочем, и флаг-то в школе появился только после начала СВО.
Вопрос, что такое происходит с детьми, получает простой ответ. Брошенные дети, которые думают, что все ответы им даст смартфон (родители и школа не дали же), оказываются беззащитными перед вербовщиками. И не надо детям, честно говоря, натужного патриотизма. Необязательно в Юнармию всех отправлять. Иногда достаточно просто начать говорить с детьми.
Если не о сложных смыслах, то хотя бы о том, что за терроризм ответственность наступает с 14 лет. И что поджог на железной дороге — это не хулиганство.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.