Что делать, если перевозчик отказывается возвращать денежные средства за покупку билета.
Разъясняет помощник Железногорского межрайонного прокурора
Закурдаев Д.А.
Пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее Закон № 259-ФЗ).
В соответствии со ст. 786 ГК РФ, покупка билета удостоверяет заключение договора перевозки, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. В соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона № 259-ФЗ электронный билет является перевозочным документом, а значит, договор считается заключенным с момента его приобретения. Приобретение электронного билета подтверждает заключение договора перевозки между пассажиром и перевозчиком.
В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ, надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира является своевременная доставка пассажира в пункт назначения. В соответствии ст.ст. 328, 393, 405 ГК РФ, в случае непредоставления другого транспортного средства в разумный срок, либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих, что транспортное средство не будет предоставлено в такой срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда в полном объеме, а также возмещения иных убытков. Согласно п. 1 ст. 793 ГК РФ, в случае неисполнения обязательств по перевозке, перевозчик несет ответственность, установленную ГК РФ, Уставом, а также соглашением сторон.
Статья 403 ГК РФ определяет, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные.
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и ст. 23 Закона № 259-ФЗ, пассажир имеет право возвратить билет в кассу и получить обратно полную стоимость проезда в случаи отмены отправления транспортного средства.
В соответствии со ст. 39, 41 Закона № 259-ФЗ, до предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок пассажиров, к таким лицам могут быть предъявлены претензии. При предъявлении претензий, иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа перевозчиков удовлетворить претензии либо в случаях неполучения от перевозчиков ответов на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Вы вправе обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав с исковым заявлением о возврате полной стоимости билета, а также компенсации морального вреда и штрафа, предварительно направив претензию перевозчику.
#прокуратураразъясняет@zheladm