Президент России Владимир Путин поручил разработать первый в мире подводный атомный газовоз, который станет новой страницей в истории отечественного судостроения и энергетического машиностроения. Об этом сообщил президент Курчатовского института Михаил Ковальчук, отметив, что проект уже получил одобрение главы государства и находится под его личным контролем.
По словам Ковальчука, идея создания подводного танкера принадлежит академику Евгению Велихову, вице-президенту АН СССР и РАН. «Сегодня это стало реальностью, уже есть поручение президента соответствующее. Мы с главой "Газпрома" обратились к руководителю страны, и он нас активно поддержал. У нас полная поддержка... Всё двигается очень неплохо. Это может стать национальным решением транспортного вопроса», — подчеркнул глава института.
Разработкой проекта занимается конструкторское бюро «Малахит», специализирующееся на создании подводных лодок. Согласно параметрам, длина судна составит около 360 метров, ширина — 70 метров, высота — 30 метров, осадка — 12–13 метров. Суммарная мощность гребных двигателей — 90 мегаватт, грузовместимость — порядка 170–180 тысяч кубометров сжиженного природного газа.
Для сравнения, вместимость крупнейшего действующего СПГ-танкера «Кристоф де Маржери» составляет 172,6 тысячи кубометров, однако судно российского проекта будет атомным, автономным и способным работать вне зависимости от ледовой обстановки.
Ещё в начале этого года Владимир Путин, выступая на пленарной сессии Форума будущих технологий, сообщил, что в России ведётся активная разработка подводных атомных газовозов. Тогда глава государства подчеркнул, что компании «Газпром» и «НОВАТЭК» считают этот проект не только рентабельным, но и безопасным: «Это вполне возможно и эффективно, потому что сжиженный газ — вещество опасное. Не дай бог что случится — взрыв-то какой. Под водой — всё по-другому. Это будущее, и вполне реализуемое».
Развитие концепции подводных атомных судов поддерживает и «Росатом», который ранее отмечал, что создание таких кораблей обеспечит круглогодичную эксплуатацию Северного морского пути. Подводные танкеры смогут доставлять энергоносители независимо от погодных условий и без ледокольной проводки, что резко повысит экономическую эффективность арктических маршрутов.
В конце 2024 года Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» заключил с «Газпромом» договор на начало проектных работ. Михаил Ковальчук тогда сообщил, что уже началась проработка технического задания: «У нас есть стандартные материалы и изделия, которые не надо заново разрабатывать — металл для корпусов, блоки электродвижения, реакторы. По сути — это будет подводный подвижный газопровод».
Тогда он пояснил, что новый подводный газовоз станет своего рода подлёдным челноком для Северного морского пути, способным не всплывать или всплывать только при необходимости. Такая конструкция, по его словам, гарантирует безопасность как для экипажа, так и для окружающей среды. В перспективе судно может стать полностью беспилотным — для этого планируется создание необслуживаемого реактора.
Ковальчук отметил, что задач перед разработчиками стоит множество, и их реализация займёт не одно десятилетие. Однако, подчеркнул он, у России есть все необходимые технологии и компетенции: «Мы всегда были первыми, и сегодня у нас есть все основания ими быть. Любые прорывные научно-технические проекты требуют политического решения. Президент поставил задачу обеспечить технологическое лидерство — значит, каждый должен делать своё дело».
По предварительным данным, в основу подводного газовоза будет положен стандартный водо-водяной ядерный реактор типа РИТМ-200, уже применяемый на атомных ледоколах нового поколения. Судно сможет двигаться на глубинах 100–150 метров с возможностью выхода на поверхность в припортовых районах. Этот проект, по словам его разработчиков, станет не только технологическим, но и стратегическим шагом в укреплении энергетического суверенитета России.