300 «Письмо трёхсот»
Семьдесят лет назад советские учёные выступили против «народного академика» Трофима Лысенко.
Агроном и селекционер Трофим Лысенко стал главой Академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) в 1938 году. Продвигая новые сельскохозяйственные методы — многие из которых позже были признаны псевдонаучными — Лысенко и его сторонники обещали государству быстрый рост урожайности и улучшение морозостойкости. Они умело связывали свои теории с марксистской доктриной, провозглашая Лысенко теоретиком единственной истинной «пролетарской биологии».
Сторонники «классической генетики» подвергались преследованиям, многие учёные были репрессированы. Табу на критику Лысенко сохранялось как во времена Сталина, так и позже при Хрущёве, который также поддерживал так называемого «народного академика» Лысенко.
На фото выше — Хрущёв (слева) и Лысенко.
Недовольство доминированием Лысенко росло в научном сообществе. В 1955 году в Ботаническом институте Комарова в Ленинграде возникла идея составить коллективное обращение к партийному и государственному руководству — прежде всего к Никите Хрущёву. Письмо, объёмом 22 страницы, резко критиковало позиции Лысенко и описывало его работу как «беспрецедентный обман государства».
Сообщение подписали 297 видных советских учёных. Среди подписавших были известные физики Пётр Капица, Лев Ландау, Игорь Тамм и Лев Арцимович. Их требования поддержали Александр Несмеянов, президент Академии наук СССР, и Игорь Курчатов, отец советской атомной бомбы.
11 октября 1955 года письмо было направлено в Президиум ЦК КПСС. Хрущёв отреагировал раздражённо, но даже он не мог игнорировать мнение таких всемирно известных учёных.
Лысенко был отстранён от руководства ВАСХНИЛ. В Московском обществе естествоиспытателей была создана секция генетики и генетические исследования возобновились в нескольких научных институтах. Монополия на истину в биологической науке была сломана. Однако Лысенко окончательно потерял большую часть своего влияния только осенью 1964 года, после отставки Хрущёва.
Почему мы пишем о Лысенко в 2025 году?
Потому что его история — идеальная иллюстрация того, как науку могут подавлять или манипулировать ею по политическим причинам.
Например, до сих пор нет убедительных научных доказательств того, что воздействие СМИ или «ЛГБТ-пропаганда» не может изменить сексуальную ориентацию человека или увеличить число людей, идентифицирующих себя как ЛГБТ. Отсутствие таких доказательств означает, что существует возможность того, что ЛГБТ-пропаганда действительно может влиять на сексуальную ориентацию.
Почему нет таких убедительных доказательств?
Потому что никто не финансирует серьёзные научные исследования по этой теме — политкорректность, страх общественной реакции или обвинения в предвзятости делают это слишком рискованным.
Вот и всё.
И это очень напоминает историю Лысенко и «Письмо трёхсот», не правда ли? Только сегодня было бы невозможно найти 300 видных западных учёных, достаточно смелых, чтобы подписать письмо по теме ЛГБТ-пропаганды и её влияния на сексуальную ориентацию.