Екатерина Харченко: Как регулировать особые права при поступлении в вузы?

Екатерина Харченко: Как регулировать особые права при поступлении в вузы?

Как регулировать особые права при поступлении в вузы?

Сегодня по инициативе нашего Комитета прошёл круглый стол, посвящённый одной из самых острых тем в сфере высшего образования — системе особых прав при поступлении.

Олимпиады и льготы для победителей

Факт: Больше половины всех олимпиадников концентрируются в топ-10 вузах страны (ВШЭ, МФТИ, МГУ, Бауманка и др.). Это создаёт высокую конкуренцию и вызывает вопросы о справедливости распределения талантов.

Какие льготы есть сейчас?

· Победители и призёры Всероссийской олимпиады и международных олимпиад — поступление без экзаменов (БВИ).

· Победители перечневых олимпиад — БВИ или 100 баллов по профильному предмету (при условии результата ЕГЭ от 75 баллов).

Какие решения обсуждались

· Сократить срок действия результатов олимпиад с 4 лет до 1-2 лет.

· Ввести квоту на число олимпиадников (например, не более 70% от бюджетных мест).

· Оставить БВИ только для победителей Всероссийской олимпиады.

· Ужесточить соответствие профиля олимпиады и выбранной специальности (чтобы победитель олимпиады по русскому не имел льгот при поступлении в медицинский).

· Не трогать ведущие вузы: Звучали разные позиции, в том числе, например, — выделить 8-10 университетов, которые работают на технологическое лидерство страны, и не ограничивать их в приёме олимпиадников, так как именно они готовят чемпионов международных соревнований (ICPC) и будущих лидеров.

Важный аргумент: Исследования МГУ показывают, что олимпиадники в среднем учатся лучше даже тех, кто поступил с высокими баллами ЕГЭ, и активнее занимаются наукой.

Отдельная квоты (Герои России, дети участников СВО , сами участники СВО, сироты, инвалиды)

Кто имеет право?

· Установленная квота (не менее 10%): дети-сироты, инвалиды, ветераны боевых действий.

· Отдельная квота: дети участников СВО, герои России, дети погибших медиков (от Ковид 19) и военнослужащих.

С какими сложностями сталкиваются абитуриенты?

1. Высокий проходной балл внутри квоты в престижных вузах (достигает 90+).

2. Сложность сбора документов и подтверждения своего статуса.

3. Недостаток информации о всех возможностях и нюансах поступления.

4. Дефицит мест на популярные направления (юриспруденция, экономика, IT, медицина).

5. Проблемы с академической адаптацией, особенно у участников СВО, давно не учившихся, и у их детей, переживающих психологическую травму.

Что предлагается для решения?

· Создать цифровую платформу для упрощённого подтверждения статуса.

· Увеличить квоты ( или реализовать мзеньщм перераспределения ) на популярные специальности или дать вузам право устанавливать их выше 10%.

· Расширить подготовительные курсы за счёт государства, чтобы помочь абитуриентам восполнить пробелы в знаниях.

· Оказывать комплексную поддержку: психологическую помощь и сопровождение в течение первого года обучения.

Ключевые выводы

Система особых прав — это не просто «льготы», а инвестиция в человеческий капитал и технологическое лидерство страны.

Необходимо

гармонизировать механизм выявления талантов через олимпиады и одновременно обеспечить реальную социальную справедливость и поддержку тех, кто в ней действительно нуждается.

Требуется тонкая настройка, а не революционные изменения. Дискуссия только началась- мы должны выработать системные решения и продолжить экспертное обсуждение в публичном поле, чтобы найти сбалансированные решения.

Екатерина Харченко: Как регулировать особые права при поступлении в вузы?

Екатерина Харченко: Как регулировать особые права при поступлении в вузы?

Екатерина Харченко: Как регулировать особые права при поступлении в вузы?

Екатерина Харченко: Как регулировать особые права при поступлении в вузы?

Екатерина Харченко: Как регулировать особые права при поступлении в вузы?

Екатерина Харченко: Как регулировать особые права при поступлении в вузы?

Автор: Екатерина Харченко

Топ

Лента новостей