Серьезный анализ бюджетных приоритетов: наука и высшее образование
Сегодняшнее заседание Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию было посвящено проекту федерального бюджета на 2026-2028 годы.
Проанализировала для вас ключевые тенденции в финансировании этих важных сфер. Несмотря на сложный экономический контекст, бюджет демонстрирует попытку сохранить курс на технологическое лидерство и инвестиции в человеческий капитал.
Проект бюджета, внесенный в ГД 29 сентября, формируется в условиях прогнозируемого умеренного роста ВВП (базовый прогноз Минэкономразвития на 2026 год — 1,3%) и сохраняющегося дефицита. Документ учитывает положения Указов Президента «О национальных целях развития» и «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
Приоритетами, как и ранее, являются:
социальные обязательства государства
обороноспособность, поддержка участников СВО
достижение национальных целей развития.
Ключевые бюджетные ориентиры для науки и высшей школы:
1. На цели научно-технологического развития в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (ГП НТР) на трехлетний период заложено свыше 5,1 трлн рублей. Это ключевой инструмент реализации Стратегии НТР, и значительная сумма подчеркивает заявленный приоритет.
2. Стабильный рост гражданской науки: как подчеркнул министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков, в сравнении с 2025 годом растет финансирование на научные исследования и разработки гражданского назначения – прирост в 2026 году составляет 39 млрд руб., в 2027 – 58,9 млрд руб., в 2028 – 42,4 млрд руб. В структуре расходов наблюдается запланированный рост:
· Финансирование ГП 47 в 2026 году увеличивается на 9.5% по сравнению с 2025 годом.
· Общее финансирование науки в 2026 году вырастет на 5.4%.
3. Поддержка высшего образования:
· Бюджетные ассигнования на высшее образование (подраздел 06 раздела 07) в 2026 году вырастут на 7.4%.
· Продолжается развитие флагманских проектов Минобрнауки – «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», создание сети университетских кампусов мирового уровня, а также развитие приборной базы вузов и НИИ.
Рада, что увеличивается финансирование программы капитального ремонта студенческих общежитий, развернутой по решению главы государства. При потребности в 5 млн кв. м., после 7,7 млрд рублей в 2025 году, в 2026 году планируется направить 22,9 млрд рублей, в 2027 — 25,5 млрд, в 2028 — 27,2 млрд. Это долгожданный и конкретный шаг, напрямую влияющий на качество жизни студентов.
Благодаря совместной работе с Минфином России и РАН, впервые в бюджете существенно увеличены средства на капремонт имущественного комплекса научных организаций.
Предусмотрена индексация заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников на 7.6% в 2026 году, а также ежегодная индексация стипендиального фонда на 4%.
Несмотря на положительную динамику, Комитет отмечает ряд системных вызовов:
1. Сохраняется проблема раздробленности расходов на гражданскую науку по разным госпрограммам (здравоохранение, космическая деятельность и др.), что затрудняет стратегическое планирование и контроль. Комитет настаивает на полной консолидации этих расходов в рамках ГП 47.
2. Для достижения национальной цели по увеличению внутренних затрат на исследования и разработки до 2% ВВП к 2030 году необходима более агрессивная динамика, особенно в части привлечения частных инвестиций.
3. Жилье для молодых ученых: Выделяемых средств (около 260 млн рублей ежегодно) явно недостаточно для решения жилищной проблемы. В 2025 году сертификаты получили лишь 56 человек из 106 признанных нуждающимися.
Работа над бюджетом во втором и третьем чтениях будет направлена на усиление этих тенденций.
Благодарю коллег по Комитету и Министерству науки и высшего образования РФ за конструктивное обсуждение и соработничество.