До 1 декабря 2026 года россиянам предстоит уплатить налоги на имущество за 2025 год. Для пенсионеров и граждан предпенсионного возраста предусмотрены льготы, однако они распространяются не на все налоги и в некоторых случаях зависят от региона.
Кому положены льготы и что они покрывают
Право на федеральные послабления есть у получателей государственной пенсии, а также у предпенсионеров — женщин от 55 лет и мужчин от 60 лет. Для тех, кто вышел на пенсию досрочно, льготы могут действовать со дня назначения пенсии.
- Налог на имущество. От него освобождают по одному объекту каждого вида: например, квартиру, жилой дом и гараж. Льгота не действует, если недвижимость используется в предпринимательской деятельности.
- Земельный налог. Налоговый вычет применяется к участку площадью до шести соток. Если земли больше, налог начислят на оставшуюся площадь.
- Транспортный налог. Условия устанавливают регионы: они могут освободить от платежа полностью или предоставить льготу для определенных машин. Если льгота распространяется на несколько автомобилей, обычно выбрать можно один.
Для некоторых объектов, например хозяйственной постройки площадью до 50 кв. м, также предусмотрена льгота. Региональные власти вправе вводить дополнительные послабления.
Какие доходы облагаются налогом
Государственные пенсии и социальные доплаты не облагаются НДФЛ. При этом доходы от аренды и продажи имущества, инвестиционная прибыль и проценты по банковским вкладам сверх установленного необлагаемого лимита могут облагаться налогом. Пенсионеры платят его на общих основаниях.
При продаже жилья налог может не возникнуть, если истек минимальный срок владения или применены предусмотренные законом вычеты. Работающие пенсионеры и те, кто получает другие облагаемые НДФЛ доходы, могут оформить налоговый вычет за покупку жилья, лечение, лекарства или обучение. Саму пенсию при расчете вычета не учитывают.
Как оформить льготу
ФНС в большинстве случаев применяет льготы автоматически. Если необходимо выбрать объект, для которого будет действовать освобождение, заявление можно подать через личный кабинет налогоплательщика. При ошибке в начислении следует обратиться за перерасчетом в налоговую — онлайн, через МФЦ или лично. Льготы по транспортному налогу и дополнительные условия стоит уточнять в своем регионе.






























